Аттракцион для детей или рыцарский турнир
Слова с течением времени иной раз меняют свои значения, и иногда бывает так, что у слова, которое сейчас нам очень хорошо знакомо, раньше был совсем другой смысл. Например, слово “карусель”. Если бы великой российской императрице Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света – карусель – превратится в детский аттракцион, она бы несказанно удивилась. Для нее карусель с детства была вовсе не аттракционом, не простым детским развлечением, а особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры.
Развлечение это пришло в Россию в XVIII веке из Франции и Германии, где оно зародилось двумя веками ранее. Особо пышные карусели проводились при дворе Людовика XIV, хотя модной забавой они оставались вплоть до XIX века. В Париже даже площадь перед Лувром получила название “Карусель”, на ней часто устраивались подобные развлечения.
Карусель – своеобразная дань канувшему в Лету рыцарству, результат увлечения рыцарством в эпоху, когда было изобретено огнестрельное оружие, надобность в латах отпала и ушли в прошлое рыцарские турниры. Увлечение идеалами средневековья сказалось и на проведении светских ритуалов XVIII-XIX столетий, среди которых рыцарская карусель занимала особое место. В самом названии этого ритуала заключено его главное отличие от прочих светских празднеств – в них не могли принимать участие представители других классов общества. Рыцарская карусель – своеобразный символ дворянской культуры, одна из ярких страниц ее истории.
Рыцарская карусель времен Людовика XIV – одновременно и конное состязание с применением оружия по манекенам, и пышное празднество. В каруселях участвовал и сам король, поражая всех своим искусством и богатством наряда. Средневековый французский рыцарь был обязан обладать семью добродетелями: уметь слагать стихи возлюбленной даме, владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы.
Для подготовки молодых дворян к состязаниям во второй половине XVIII столетия во Франции были изобретены механические карусели. Они представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Сидевшие на лошадях старались во время вращения снимать копьями подвешенные кольца, поражать щиты и мячи. Отсюда и современная карусель. И отсюда же и лошадки на детской карусели. Поначалу, кстати, на этом детском аттракционе были только они. Это уже позже прибавились другие животные, машинки, паровозики и космические ракеты.
Но вернемся в прошлое. Именно эту европейскую забаву и взяла за основу Екатерина II, пожелавшая устроить своим придворным увлекательное и полезное развлечение. Однако стоит отметить, что своеобразные карусели начали проводиться еще при императрице Елизавете Петровне, но по размаху и красочности они ни в какое сравнение не идут с екатерининскими, поэтому и не вошли в историю. А механическая карусель-аттракцион появилась в России еще при Петре I, опередив конную рыцарскую.
Карусель – это галантное развлечение, связано с постановкой “танцев на лошадях”. Оно требовало тщательной подготовки и высокой квалификации участников. От всадников требовались безупречная техника выездки и умение естественно чувствовать себя в средневековых костюмах. Упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.
Об одной из “славнейших каруселей”, устроенной перед Зимним дворцом в Санкт- Петербурге в 1766 году, писали в Европе и долго вспоминали в России. Ее, например, описал в своей книге дядя А.С. Пушкина, тоже поэт – Василий Львович.
Карусель должна была проводиться в специально устроенном на площади импровизированном театре под открытым небом, где располагались места для зрителей, а также ложи для императрицы и наследника престола, великого князя Павла Петровича, которому тогда еще не было и десяти лет.
Состояла карусель из четырех кадрилей (команд): славянской, римской, индийской и турецкой. Каждая группа должна была быть одета в красочные старинные костюмы, иметь оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями.
В каждую из четырех групп входили всадники, которым предстояло продемонстрировать свое умение и ловкость в вольтижировке, стрельбе и метании копий, их оруженосцы, дамы, возничие и музыканты, которым предстояло исполнять национальные мелодии. Даже тренировки участников будущей карусели представляли захватывающее зрелище. Одну из подобных репетиций посетила императрица с наследником престола Павлом, о чем осталась запись в камер-фурьерском журнале: “Там ездили дамы, а затем мужчины. Только платья ни у кого еще не было, потому что это только пробы”.
Судьями и распорядителями были назначены представители знатных дворянских родов. Командовать славянской кадрилью планировала сама Екатерина, недавно вступившая на престол. Она увлекалась верховой ездой, была прекрасной наездницей и решила взять на себя руководство славянской кадрили затем, дабы подчеркнуть тем самым любовь ко всему русскому. Римской кадрилью должен было командовать Григорий Орлов, турецкой – его младший брат Алексей Орлов, индийской – князь Петр Репнин. Главным судьей был назначен генерал-фельдмаршал Б.К. Миних.
Распорядителем карусели императрица назначила князя Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный “Описание каруселя”. План был утвержден императрицей 25 мая 1765 года, и началась подготовка. Все расходы, а они предполагались немалые, взяло на себя придворное ведомство.
В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. К сожалению, полностью амфитеатр достроить не успели. В связи с вступлением Павла I на престол, строительством главной резиденции Михайловского замка, а вскоре – убийством императора, многие работы в Гатчине были свернуты. А жаль. О масштабности сооружения свидетельствуют остатки земляного вала (около 3 м), окружающего круглую арену диаметром более 60 м в Гатчинском парке. На арену ведут четыре прохода с каменными лестницами, по которым можно подняться на гребень вала.
Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание – Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с коваными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.
Историки отмечают рыцарский характер Павла I, его пылкую романтическую натуру. Рыцарская доблесть, рыцарская честь, поклонение даме сердца для него не были просто красивыми символами. Не случайно дворцы Павла напоминают рыцарские замки. А в 1798 году Павла I выбрали магистром одного из знатнейших рыцарских орденов – Ордена госпитальеров Святого Иоанна, основанного еще во времена крестовых походов. Павел Петрович, который тоже был умелым наездником, не раз участвовал в каруселях. И, конечно, он хотел, чтобы его любимая Гатчина стала местом их проведения.
Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей на Приморском бульваре на привычной карусели, помните, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором дворянство демонстрировало свою удаль.